Психологическая служба гимназии

 

   Шутемова Алена Александровна, педагог-психолог.

   Образование высшее:  КемГУ, гуманитарный факультет, кафедра психологии. 
   Квалификация:   психолог. Специализация:  социальная психология.

 

 

 

 

 

Расписание работы психолога на 2019-2020 учебный год

Понедельник:

        09.00-12.00  групповая работа, групповая диагностика
       12.00-14.00 индивидуальное консультирование, индивидуальная диагностика
       14.00-16.00 организационно-методическая работа

Вторник:

       09.00-12.00  групповая работа, групповая диагностика
       12.00-14.00 индивидуальная работа, индивидуальная диагностика
       14.00-16.00 организационно-методическая работа    

Среда:     

       09.00-16.00 организационно-методическая работа

Четверг:

      09.00-14.00 групповая работа, групповая диагностика
      14.00-17.00 организационно-методическая работа
      17.00-19.00 индивидуальное консультирование

Пятница:

      09.00-12.00  групповая работа, групповая диагностика
      12.00-14.00 индивидуальная работа, индивидуальная диагностика
      14.00-16.00 организационно-методическая работа

 

КОНСУЛЬТАЦИИ ПСИХОЛОГА ДЛЯ УЧЕНИКОВ ГИМНАЗИИ

ПОНЕДЕЛЬНИК, ЧЕТВЕРГ: 12.00-13.00

 

Запись на индивидуальную  консультацию  для родителей по телефону 8-950-260-44-05

 

План работы педагога-психолога МБОУ «Гимназия № 10» А.А. Шутемовой на 2018-2019 учебный год

РОДИТЕЛЯМ О ПОДРОСТКАХ

 

 Подростковый возраст – трудный, но очень  нужный  возраст, период

от 10 до 15-16 лет, время перехода к юности.

Взрослые, обсуждая переходный возраст, часто говорят: «Все пройдет!». Часто забывая о том, насколько болезненно сами переживали его в свое время.  

ИЗМЕНЕНИЯ, ПРОИСХОДЯЩИЕ С ДЕТЬМИ, ВИДНЫ НА ВСЕХ УРОВНЯХ:

☼   физиологическом,

☼   психологическом,

☼  социальном.

РОДИТЕЛИ И УЧИТЕЛЯ НАБЛЮДАЮТ У ПОДРОСТКОВ:

☼   снижение работоспособности;

☼   невнимательность, рассеянность,

☼  снижение интереса к учебе,

☼   повышенную чувствительность,

☼   вспыльчивость, 

☼   замкнутость.

 

Подросток вынужден приспосабливаться к происходящим с ним изменениям. Он как будто все время  находится в состоянии стресса.

НО ВСЕ ЭТИ ИЗМЕНЕНИЯ ПОДРОСТКАМ НЕОБХОДИМЫ, НЕИЗБЕЖНЫ И ПРИВОДЯТ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗА «Я».

Взрослым важно знать, что все негативные подростковые проявления смягчаются при теплых доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны проявлять терпение, понимание и тактичность.

В ПОДРОСТОВОМ ВОЗРАСТЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ ЧУВСТВО ВЗРОСЛОСТИ И Я-КОНЦЕПЦИЯ.

ЧУВСТВО ВЗРОСЛОСТИ:   отношение к себе как ко взрослому человеку и осознание себя в какой-то мере как взрослого человека.

Я-КОНЦЕПЦИЯ:  примерно в 12-13 лет начинает возникать интерес к своему внутреннему миру. Подросток хочет понять,  какой он на самом деле и каким хочет быть. Себя оценивает пристрастно, поэтому самооценка неустойчивая, колеблется, снижается. Возникают сложные переживания,  усложняются, а часто и портятся отношения с окружающими, особенно взрослыми.

Общение со  взрослыми меняется:

☼   влияние родителей уже ограничено,

☼   ценностные ориентации подростков, понимание социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят  в первую очередь от позиции родителей,

☼   появляется стремление отделиться от  близких взрослых.

То, как сложатся отношения в этот сложный период, зависит от стиля воспитания в семье, и способности родителей перестроится – принять чувство взрослости своего ребенка.

Общение становится для подростков ведущей деятельностью.

ЛЮБЫЕ НАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЩЕНИЯ ВОСПРИНИМАЮТСЯ ПОДРОСТКАМИ БОЛЕЗНЕННО.

Жесткие меры со стороны родителей, нежелание принять факт взросления своего ребенка, любые репрессивные способы воспитания убеждают ребенка в его несостоятельности, порождают страх, подкрепляют сомнения в своей состоятельности. Это осложняет и так непростые отношения.

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ ДЛЯ ВЫСТРАИВАНИЯ ГАРМОНИЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ СО СВОИМИ ВЗРОСЛЕЮЩИМИ ДЕТЬМИ?

☼  Прежде всего, помнить о том, что подростковый возраст – сложный, но очень нужный период в жизни человека. Идет грандиозная подготовка к  самостоятельной жизни.  И пройти его благополучно взрослеющие дети могут только при нашей помощи и поддержке.

☼  Поддерживать связь с педагогами. При возникновении вопросов, проблем обращаться  за помощью специалистов: педагогов, психологов.

 

 

          

 

ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

            Ученики старших классов делают важный жизненный выбор - выбор профессионального пути. «Чего хочу? Что могу? Что нужно обществу?» -  вопросы, которые часто задают себе старшеклассники.

            Выбрать профессию бывает нелегко. Существует  специальный алгоритм принятия решений, которому можно научиться. Выбирая профессию, задайте себе три вопроса:

  1. «Хочу ли я связать свою жизнь с этой профессией?»
  2. «Хватит ли у меня способностей, возможностей, чтобы получить эту профессию и в дальнейшем работать?»
  3. «Где я смогу работать после учебы?» 

Отвечая на эти вопросы можно  оценить свои способности, знания и умения (а также  готовность их получать и развивать), желание и интерес к определенным направлениям,  условия будущей работы,  уровень заработной  платы,  удаленность места учебы от дома и многое другое.

Все эти факторы можно распределить в три большие группы: «хочу», «могу», «надо»:

  1. Фактор «хочу» -  желания, интересы, склонности. Значимый фактор, так как склонности часто говорят о том, что человек предрасположен к какой-либо деятельности.
  2. Фактор «могу» - это ваши способности, особенности вашего характера, первичные навыки (внутренние ресурсы); ваши возможности — ресурсы внешние (например, материальный фактор, если вы хотите поступать в вуз, где необходима оплата обучения или удаленность от дома).
  3. Фактор «надо» - востребованность профессии на рынке труда, ее «полезность» для отдельных групп людей и общества в целом.

 

Место пересечения этих трех факторов и образует

область обоснованного профессионального выбора.

 

                                 

 

«Ученик, который учится без желания, — это птица без крыльев»

Саади, персидский писатель и мыслитель

Как поддержать интерес к   учебе?

Отправляясь в первый класс, каждый ребенок с нетерпением ждет начала первого школьного дня и говорит: «Я хочу учиться!». Со временем выясняется, что одного желания для этого мало. Нужно прилагать немалые усилия и конкретные действия. Причем как ученикам, так и их родителям.

От подросших учеников родители все чаще слышат слова: «Не хочу делать домашнюю работу!», «Не хочу ходить в школу!», «Не люблю математику! (физику, биологию и т.д.)».

Родителям, даже заинтересованным в успехе своих детей, бывает сложно справиться с такой ситуацией. «Как сохранить интерес к учебе?» - вот один из главных вопросов родителей учеников средних классов. К сожалению, интерес к учебе не остается постоянным в течение всех школьных лет и его необходимо поддерживать, формировать у детей умение самостоятельно пополнять свои знания.

Как это могут делать родители? Как создать наиболее благоприятные условия для успешной учебы своих детей?

Что мешает развить интерес к учебе у ребенка.

☼  Если родители стоят над душой у ребенка и то и дело сердито выговаривают: «Ну как ты пишешь?!» и т. п. то интерес   к   учебе    угаснет.

☼  Если родители жестко контролируют, давят авторитетом, воздействуют только через наказание, у ребенка не будет желания добиться успеха в учебе, так как все его усилия  направлены на  то, чтобы уйти от наказания.

☼  Если со стороны родителей нет четких требований по отношению к ребенку, не существует санкций за невыполнение требований, если у ребенка нет обязанностей, он предоставлен сам себе – успехов в учебе не будет.

Что нужно делать для поддержания интереса к учебе.

☼  Будьте в курсе школьной жизни ребенка – его успехов, достижений, неудач. Отслеживайте успеваемость. Поддерживайте связь со    школой.
            ☼  Обязательно отмечайте успехи ребенка (выполнение домашних работ, контрольных, ответ у доски и т.п.). Для него это важно – из маленьких достижений в школьной жизни складывается его вера в свои силы, растет желание учиться, получать знания.

☼  Постоянно повышайте требования к ребенку и одновременно с этим оказывайте ненавязчивую помощь. При этом в общении необходима теплота и уважение. Следите за собой, за своей интонацией в процессе занятий с ребенком. Для ученика средних классов важно уважительное отношение со стороны взрослых.

☼  Система требований со стороны родителей должна быть единой, ребенок должен знать, что от него требуется, какие санкции последуют за невыполнение этих требований.

☼  Будьте терпеливы. Главная задача родителей – вселить уверенность в своего ребенка. Это можно сделать только без  раздражения и нервозности. Будьте спокойны и требовательны  – и вы поможете своему ребенку.