Психологическая служба гимназии

 

   Шутемова Алена Александровна, педагог-психолог.

   Образование высшее:  КемГУ, гуманитарный факультет, кафедра психологии. 
   Квалификация:   психолог. Специализация:  социальная психология.

 

 

 

 

 

Расписание работы психолога на 2020-2021 учебный год

 

Понедельник:

09.00-11.50 групповая работа, групповая диагностика

11.50-12.30 групповая работа по программе «Мы первоклассники», 1 Г

12.30-14.15 индивидуальное консультирование, диагностика

14.15-14.55 групповая работа по программе «Уроки общения», 5 А
14.55-16.00 организационно-методическая работа

Вторник:

09.00-16.00 организационно-методическая работа

      

Среда 

09.00-11.50 групповая работа, групповая диагностика

11.50-12.30 групповая работа по программе «Мы первоклассники»,  1 Б

12.30-14.15 индивидуальное консультирование, диагностика,

14.15-14.55 групповая работа по программе «Уроки общения», 5 В

14.55-16.00 групповая работа по программе «Калейдоскоп», 7-е классы      

Четверг:

09.00-11.50 групповая работа, групповая диагностика

11.50-12.30 групповая работа по программе «Мы первоклассники», 1 А

12.30-14.15 индивидуальное консультирование, диагностика,

14.15-14.55 групповая работа по программе «Уроки общения», 5 Г
14.55-16.00 индивидуальное консультирование

 

Пятница:

09.00-12.45 групповая работа, групповая диагностика

12.45-13.25 групповая работа по программе «Мы первоклассники», 1 В

12.30-14.15 индивидуальное консультирование, диагностика,

14.15-14.55 групповая работа по программе «Уроки общения» 5 Б
14.55-16.00 организационно-методическая работа

 

 

КОНСУЛЬТАЦИИ ПСИХОЛОГА ДЛЯ УЧЕНИКОВ ГИМНАЗИИ

ПОНЕДЕЛЬНИК, ЧЕТВЕРГ: 12.00-13.00

 

Запись на индивидуальную  консультацию  для родителей по телефону 8-950-260-44-05

 

План работы педагога-психолога МБОУ «Гимназия № 10» А.А. Шутемовой на 2020-2021 учебный год

РОДИТЕЛИ И ДЕТИ: СЕКРЕТЫ ОБЩЕНИЯ

 

Часто родители  говорят о том, как им   хочется найти  способы быть услышанными и понятыми своими детьми.   Дети растут, меняются. Действующие до какого-то момента правила перестают работать.  Как родителям разговаривать с детьми, чтобы получить   желаемый результат и сохранить добрые и доверительные отношения?

                                                 СЛУШАЙТЕ ВАШЕГО РЕБЕНКА

Ситуация: Ребенок  жалуется: «Учительница  плохая,  поставила мне двойку, потому что я забыл тетрадь!»
Как реагируем чаще всего:   «Ты всегда всё забываешь!» или приуменьшаем значение проблемы «Да ладно, что в этом такого».
Как нужно реагировать:  Слушать – значит показать, что вы уважаете  чувства и потребности ребенка. Ему  сейчас нужно  немного вашего времени, чтобы поделиться своими эмоциями.  Достаточно  молча его выслушать, поддерживая  рассказ восклицаниями типа: «Ого», «Да?», «Ну и ну!». Либо  назвать его чувства: «Ты сейчас очень злишься..»,  «Наверное, тебе было очень обидно..», «Ты расстроен».  Но не стоит комментировать, даже если ребенок просит совета. Действеннее спросить  у ребенка, что он будет делать в этой ситуации сам: «Что ты будешь делать, чтобы исправить ситуацию?»

                                                      НАЗЫВАЙТЕ ЧУВСТВА
Ситуация: ребёнок приходит со школы обиженный,  плачет. «Меня обозвали   (дураком, лохом  и т.д.), «Мне надоело учиться», «Мне неудобно в  этом  свитере, больше  не надену!!»
Как реагируем чаще всего:   Ребенку в данный момент плохо.    А родитель часто в такой ситуации  сразу вскипает:  хочет  сам решить проблему   («Нашел, кого слушать! Он сам такой..»)  или дать совет  («Нужно было сделать так…»),  или обвиняет  («Ты что сделал?»).    Но  чем старательнее  стремиться  решить   проблемы   или успокоить, тем острее ребенок   чувствует, что его оценивают, отвергают. А в данном  случае ребенку  необходимо сопереживание.  Сопереживание   даёт силы справиться с испытаниями.
Как нужно реагировать:  важно называть   чувства ребенка.  И здесь  нужно использовать только утвердительную интонацию:  «Ты расстроен», «Тебе обидно».   Дети не всегда могут осознать свои чувства, и, называя их, мы помогаем ребенку  снять напряжение.
                                                 РЕШАЙТЕ ПРОБЛЕМУ ВМЕСТЕ
Ситуация:  В комнате ребенка беспорядок уже несколько дней.
Как реагируем чаще всего:  Крики, указания: «Ты слышишь?!», «Убери!», «Да сколько же это может повторяться!».
Как нужно реагировать:  родителям важно  научить ребёнка принимать  правила совместной жизни.
Когда проблема возникает постоянно, выделите время, чтобы решить её общим усилиями.

• Назовите чувства своего ребёнка

• Выразите свои чувства и потребности

• Вместе подумайте о возможных решениях проблемы

• Запишите их

• Выберите подходящие решения

• Составьте план и способы  его выполнения

 

Пример: «Я понимаю, что тебе нравится приносить кружку с  чаем  в комнату. А мне не нравится грязь на твоем столе.  Давай вместе придумаем решение, которое устроит нас обоих.  И запишем все решения, которые придут нам в голову. А потом обсудим». Почувствовав серьезное отношение к себе, ребенок быстрее вовлечется  в процесс.

 

Это лишь несколько приемов, которые можно использовать в общении с детьми.

Если вы хотите получить больше информации о способах налаживания контакта с ребенком, обращайтесь за индивидуальной консультацией психолога.

 

РОДИТЕЛЯМ О ПОДРОСТКАХ

 

 Подростковый возраст – трудный, но очень  нужный  возраст, период

от 10 до 15-16 лет, время перехода к юности.

Взрослые, обсуждая переходный возраст, часто говорят: «Все пройдет!». Часто забывая о том, насколько болезненно сами переживали его в свое время.  

ИЗМЕНЕНИЯ, ПРОИСХОДЯЩИЕ С ДЕТЬМИ, ВИДНЫ НА ВСЕХ УРОВНЯХ:

☼   физиологическом,

☼   психологическом,

☼  социальном.

РОДИТЕЛИ И УЧИТЕЛЯ НАБЛЮДАЮТ У ПОДРОСТКОВ:

☼   снижение работоспособности;

☼   невнимательность, рассеянность,

☼  снижение интереса к учебе,

☼   повышенную чувствительность,

☼   вспыльчивость, 

☼   замкнутость.

 

Подросток вынужден приспосабливаться к происходящим с ним изменениям. Он как будто все время  находится в состоянии стресса.

НО ВСЕ ЭТИ ИЗМЕНЕНИЯ ПОДРОСТКАМ НЕОБХОДИМЫ, НЕИЗБЕЖНЫ И ПРИВОДЯТ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗА «Я».

Взрослым важно знать, что все негативные подростковые проявления смягчаются при теплых доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны проявлять терпение, понимание и тактичность.

В ПОДРОСТОВОМ ВОЗРАСТЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ ЧУВСТВО ВЗРОСЛОСТИ И Я-КОНЦЕПЦИЯ.

ЧУВСТВО ВЗРОСЛОСТИ:   отношение к себе как ко взрослому человеку и осознание себя в какой-то мере как взрослого человека.

Я-КОНЦЕПЦИЯ:  примерно в 12-13 лет начинает возникать интерес к своему внутреннему миру. Подросток хочет понять,  какой он на самом деле и каким хочет быть. Себя оценивает пристрастно, поэтому самооценка неустойчивая, колеблется, снижается. Возникают сложные переживания,  усложняются, а часто и портятся отношения с окружающими, особенно взрослыми.

Общение со  взрослыми меняется:

☼   влияние родителей уже ограничено,

☼   ценностные ориентации подростков, понимание социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят  в первую очередь от позиции родителей,

☼   появляется стремление отделиться от  близких взрослых.

То, как сложатся отношения в этот сложный период, зависит от стиля воспитания в семье, и способности родителей перестроится – принять чувство взрослости своего ребенка.

Общение становится для подростков ведущей деятельностью.

ЛЮБЫЕ НАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЩЕНИЯ ВОСПРИНИМАЮТСЯ ПОДРОСТКАМИ БОЛЕЗНЕННО.

Жесткие меры со стороны родителей, нежелание принять факт взросления своего ребенка, любые репрессивные способы воспитания убеждают ребенка в его несостоятельности, порождают страх, подкрепляют сомнения в своей состоятельности. Это осложняет и так непростые отношения.

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ ДЛЯ ВЫСТРАИВАНИЯ ГАРМОНИЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ СО СВОИМИ ВЗРОСЛЕЮЩИМИ ДЕТЬМИ?

☼  Прежде всего, помнить о том, что подростковый возраст – сложный, но очень нужный период в жизни человека. Идет грандиозная подготовка к  самостоятельной жизни.  И пройти его благополучно взрослеющие дети могут только при нашей помощи и поддержке.

☼  Поддерживать связь с педагогами. При возникновении вопросов, проблем обращаться  за помощью специалистов: педагогов, психологов.

 

 

          

 

ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

            Ученики старших классов делают важный жизненный выбор - выбор профессионального пути. «Чего хочу? Что могу? Что нужно обществу?» -  вопросы, которые часто задают себе старшеклассники.

            Выбрать профессию бывает нелегко. Существует  специальный алгоритм принятия решений, которому можно научиться. Выбирая профессию, задайте себе три вопроса:

  1. «Хочу ли я связать свою жизнь с этой профессией?»
  2. «Хватит ли у меня способностей, возможностей, чтобы получить эту профессию и в дальнейшем работать?»
  3. «Где я смогу работать после учебы?» 

Отвечая на эти вопросы можно  оценить свои способности, знания и умения (а также  готовность их получать и развивать), желание и интерес к определенным направлениям,  условия будущей работы,  уровень заработной  платы,  удаленность места учебы от дома и многое другое.

Все эти факторы можно распределить в три большие группы: «хочу», «могу», «надо»:

  1. Фактор «хочу» -  желания, интересы, склонности. Значимый фактор, так как склонности часто говорят о том, что человек предрасположен к какой-либо деятельности.
  2. Фактор «могу» - это ваши способности, особенности вашего характера, первичные навыки (внутренние ресурсы); ваши возможности — ресурсы внешние (например, материальный фактор, если вы хотите поступать в вуз, где необходима оплата обучения или удаленность от дома).
  3. Фактор «надо» - востребованность профессии на рынке труда, ее «полезность» для отдельных групп людей и общества в целом.

 

Место пересечения этих трех факторов и образует

область обоснованного профессионального выбора.

 

                                 

 

«Ученик, который учится без желания, — это птица без крыльев»

Саади, персидский писатель и мыслитель

Как поддержать интерес к   учебе?

Отправляясь в первый класс, каждый ребенок с нетерпением ждет начала первого школьного дня и говорит: «Я хочу учиться!». Со временем выясняется, что одного желания для этого мало. Нужно прилагать немалые усилия и конкретные действия. Причем как ученикам, так и их родителям.

От подросших учеников родители все чаще слышат слова: «Не хочу делать домашнюю работу!», «Не хочу ходить в школу!», «Не люблю математику! (физику, биологию и т.д.)».

Родителям, даже заинтересованным в успехе своих детей, бывает сложно справиться с такой ситуацией. «Как сохранить интерес к учебе?» - вот один из главных вопросов родителей учеников средних классов. К сожалению, интерес к учебе не остается постоянным в течение всех школьных лет и его необходимо поддерживать, формировать у детей умение самостоятельно пополнять свои знания.

Как это могут делать родители? Как создать наиболее благоприятные условия для успешной учебы своих детей?

Что мешает развить интерес к учебе у ребенка.

☼  Если родители стоят над душой у ребенка и то и дело сердито выговаривают: «Ну как ты пишешь?!» и т. п. то интерес   к   учебе    угаснет.

☼  Если родители жестко контролируют, давят авторитетом, воздействуют только через наказание, у ребенка не будет желания добиться успеха в учебе, так как все его усилия  направлены на  то, чтобы уйти от наказания.

☼  Если со стороны родителей нет четких требований по отношению к ребенку, не существует санкций за невыполнение требований, если у ребенка нет обязанностей, он предоставлен сам себе – успехов в учебе не будет.

Что нужно делать для поддержания интереса к учебе.

☼  Будьте в курсе школьной жизни ребенка – его успехов, достижений, неудач. Отслеживайте успеваемость. Поддерживайте связь со    школой.
            ☼  Обязательно отмечайте успехи ребенка (выполнение домашних работ, контрольных, ответ у доски и т.п.). Для него это важно – из маленьких достижений в школьной жизни складывается его вера в свои силы, растет желание учиться, получать знания.

☼  Постоянно повышайте требования к ребенку и одновременно с этим оказывайте ненавязчивую помощь. При этом в общении необходима теплота и уважение. Следите за собой, за своей интонацией в процессе занятий с ребенком. Для ученика средних классов важно уважительное отношение со стороны взрослых.

☼  Система требований со стороны родителей должна быть единой, ребенок должен знать, что от него требуется, какие санкции последуют за невыполнение этих требований.

☼  Будьте терпеливы. Главная задача родителей – вселить уверенность в своего ребенка. Это можно сделать только без  раздражения и нервозности. Будьте спокойны и требовательны  – и вы поможете своему ребенку.