Положение "О муниципальной службе примирения города Новокузнецка"
Положение "О школьной службе примирения в Гимназии"
Заявление в школьную службу примирения
Программа школьная служба примирения МБОУ «Гимназия № 10 им. Ф.М. Достоевского»
Приказ о создании школьной службы примирения
Список нормативных документов для служб примирения
- Петрова В.В., заместитель директора по воспитательной работе.
- Тарасова Т.П., уполномоченный по правам детства.
- Шутемова А.А., педагог-психолог;
- Кузнецов И.С., заместитель директора по безопасности жизнедеятельности
- Хайрутдинова Е.М., учитель (математика)
Что такое дружба? Каждый из нас расценивает ее по-своему. Но без нее нельзя.
Ученики 8-х классов гимназии, обучающиеся в волонтерском отряде
службы примирения, подготовили и провели занятие для пятиклассников, на котором
показали, как важно, чтобы отношения в классе строились на основе
дружбы, взаимопонимания и поддержки.
Приглашаем учеников 7-8 классов
в волонтерский отряд службы примирения гимназии.
Если ты хочешь быть примером для младших товарищей,
проявить организаторские и творческие
способности, присоединяйся.
Ждем тебя!
Запись в отряд в кабинете 107А,
также можешь обратиться к педагогу-психологу гимназии.
В нашем учреждении функционирует Школьная Служба примирения, которая является добровольным объединением учащихся и педагогов.
Целью деятельности Службы примирения является:
- распространение среди учащихся, родителей и педагогов цивилизованных форм разрешения конфликтов;
- помощь в разрешении конфликтных ситуаций через проведение примирительных программ для их участников;
- снижение количества административного реагирования на правонарушения.
Уважаемые обучающиеся и родители, вы можете обратиться в Школьную службу примирения, если существует:
- конфликтная ситуация с одноклассниками,
- конфликтная ситуация в семье,
- конфликтная ситуация с педагогами.
СМЫСЛ ШКОЛЬНЫХ СЛУЖБ ПРИМИРЕНИЯ
(ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ — ЧТО ЭТО ТАКОЕ?)
В школе собраны дети из разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания и т.д., что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться значительную часть своего времени. Никакой ребенок не будет думать об уроке, если у него конфликт, его после школы ждет «разборка» или он стал жертвой бойкота или насилия. Для многих подростков в школе важными вопросами являются их статус среди сверстников, общение, взаимоотношения с противоположным полом, способность влиять на других, принадлежность к определенной группе в классе, опробование разных социальных ролей.
Частые способы реагирования на конфликты в школе:
- Административный (наказание или угроза наказанием)
- Направление к психологу или социальному педагогу
- «Стрелки» среди подростков
- Замалчивание
В этих способах либо не происходит полного решения конфликта, удовлетворяющее всех участников, либо решение конфликта находят не его участники, а кто-то за них.
В результате школьники не осваивают конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций, и потому в школе и в дальнейшей жизни они часто необоснованно применяют силу или становятся жертвами агрессивно настроенных людей.
Мы считаем, что конфликт должен быть решен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию. Помогает им нейтральный посредник (медиатор), который не судит, не советует, не воспитывает, не защищает, не винит и не принуждает. Медиатор помогает всем участникам снизить эмоциональный накал, услышать и понять друг друга (в чем на их взгляд проблема, какой и кому причинен вред), а также им самим найти выход из конфликтной ситуации и обсудить, как избежать повторения подобного в будущем.
Медиатор организует примирительную встречу только при добровольном согласии обеих сторон и в их интересах и потому он предварительно встречается с каждым из участников отдельно. Медиатор в равной степени поддерживает обе стороны в стремлении решить конфликт, потому он легко налаживает с ними контакт.
Для поддержки проведения медиации в образовательном учреждении организуются Школьные службы примирения. Служба примирения стремится, чтобы максимальное количество ситуаций решались на программах примирения, и чтобы сторонам конфликта в первую очередь была предложено самим найти решение ситуации.
Миссия школьной службы примирения — развить и закрепить как культурную традицию способность людей к взаимопониманию
Цель школьной службы примирения — развитие в образовательных учреждениях восстановительного способа реагирования на конфликты и правонарушения.
Задачи службы примирения:
· Ограничение административных и ориентированных на наказание реакций на конфликты с причинением вреда, нарушения дисциплины и правонарушения несовершеннолетних, а также развитие восстановительных практик, таких как «Восстановительная медиация», «Круг сообщества», «Школьная восстановительная конференция» и т. д.
· Передача ценностей восстановительной культуры (таких как ответственность, взаимопонимание, поддержка и т.д.) педагогам, администрации, школьникам и родителям
· Насыщение восстановительными практиками существующих в школе форм управления и воспитания (таких как родительские собрания, педагогические и методические советы, классные часы и пр.), налаживание взаимопонимания между разными участниками образовательного процесса
ПРИНЦИПЫ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ПОДХОДА К РЕАГИРОВАНИЮ НА КОНФЛИКТЫ С ПРИЧИНЕНИЕМ ВРЕДА (ОБИДЫ) И ПРАВОНАРУШЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ:
• Восстановление у участников конфликта/правонарушения способности понимать последствия ситуации для себя, своих родных, второй стороны.
• Ответственность обидчика перед жертвой (если в ситуации был правонарушитель), состоит в заглаживании причиненного вреда (или принесенной обиды) насколько возможно силами самого нарушителя.
• Исцеление жертвы (если в ситуации была жертва) в процессе заглаживания обидчиком причиненного жертве вреда, и ответа на волнующие жертву вопросы со стороны обидчика и его близких.
• Принятие самими участниками конфликтной ситуации (если стороны конфликта «равны») на себя ответственности по ее урегулированию, исключающее насилие или дальнейшее причинение вреда; прекращение взаимной вражды и нормализация отношений, поддержка их ответственного поведения.
• Планирование сторонами конфликта своего будущего (и конкретных действий), позволяющего избежать повторения подобных ситуаций в дальнейшем, клеймения и отвержения кого либо из участников.
• Помощь близких и значимых для участников людей в актуализации у участников нравственных ориентиров и ценностей, отсутствие которых привело к конфликту/правонарушению. Поддержка позитивных изменений и выполнения заключенного примирительного договора (плана) со стороны родных, близких, уважаемых людей и школьного сообщества.
• Восстановление ответственной и результативной родительской позиции по отношению к ситуации и к своему ребенку.
Принципы основаны на парадигме восстановительного правосудия
Также восстановительные программы учитывают традиционные российские практики примирения.
ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА) ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
- Обеспечение конфиденциальности процесса медиации.
- Нейтральность медиатора (равная поддержка сторон и их стремления в разрешении конфликта).
- Информирование сторон о сути медиации (восстановительной программы), ее процессе и возможных последствиях того или иного их выбора.
- Добровольность участия сторон в совместной встрече.
- Обеспечение безопасной атмосферы на встрече.
В случае успешного проведения восстановительной программы и заключении сторонами примирительного договора, служба примирения может ходатайствовать о минимизации (или не применении) наказания в администрацию школы, КДНиЗП, суд и т.д.
Эффективно работающая школьная служба примирения организует системную работу со школой, направленную на развитие восстановительной культуры взаимоотношений.
ДОБРЫЙ РАЗГОВОР
Не гнев рождает истину, не спор,
А тихий, добрый, теплый разговор…
Школьники, особенно подростки, находятся в такой возрастной поре, когда мир воспринимается как черно-белый. Они не признают полутонов. И потому конфликты, ссоры, споры учеников могут протекать бурно, с громким выяснением отношений.
В то же время конфликт — один из способов проявления социализации у школьников. В ходе конфликтов ребенок или подросток осознает, как следует поступать по отношению к одноклассникам или взрослым, как себя вести. Поэтому совсем без конфликтов обойтись нельзя.
Сложность в том, что опыт взаимодействия у детей еще совсем небольшой, и чаще всего они копируют стиль поведения окружающих, который не всегда бывает положительным. Не всегда возможно изменить окружение ребенка, но можно оказать посильное влияние на развитие у детей взаимоуважения, умения находить компромиссы и понимать друг друга. Важно вовремя уловить момент, когда просто спор превращается в серьезное противостояние.
Обнаружив конфликт, следует понять, насколько далеко зашло противостояние. В решении конфликтных ситуаций важно дать ученикам возможность решить проблему, организовав соответствующую для этого поддержку. Даже если на первый взгляд отношения зашли в тупик. Здесь необходимо вовлечь обе стороны в совместное решение проблемы, наладив между ними диалог. Не кричать, не обвинять, не давить. Дать возможность сторонам увидеть, услышать и понять друг друга – самый скорейший путь к налаживанию мира между детьми.