Положение "О муниципальной службе примирения города Новокузнецка"

Положение "О школьной службе примирения в Гимназии"

Заявление в школьную службу примирения

Школьная служба примирения 

Программа школьная служба примирения МБОУ «Гимназия № 10 им. Ф.М. Достоевского»

Приказ о создании школьной службы примирения

Список нормативных документов для служб примирения

Состав школьной службы примирения:
  • Петрова В.В., заместитель директора по воспитательной работе.
  • Тарасова Т.П., уполномоченный по правам детства.
  • Шутемова А.А., педагог-психолог;
  • Кузнецов И.С., заместитель директора по безопасности жизнедеятельности
  • Хайрутдинова Е.М., учитель (математика)

 

 

Что такое дружба? Каждый из нас расценивает ее по-своему. Но  без нее нельзя.

Ученики 8-х классов гимназии, обучающиеся в волонтерском отряде 

службы примирения, подготовили и провели занятие для пятиклассников, на котором

показали, как важно, чтобы отношения в классе строились на основе

дружбы, взаимопонимания и поддержки.    

    

Приглашаем учеников 7-8 классов

в  волонтерский отряд службы примирения гимназии.

Если ты хочешь быть примером для младших товарищей,

проявить организаторские и творческие

способности, присоединяйся.

Ждем тебя!

 

Запись в отряд в кабинете 107А,

также можешь обратиться к педагогу-психологу гимназии.

 

В нашем учреждении функционирует Школьная Служба примирения, которая является добровольным объединением учащихся и педагогов.

Целью деятельности Службы примирения является:
- распространение среди учащихся, родителей и педагогов цивилизованных форм разрешения конфликтов;
- помощь в разрешении конфликтных ситуаций через проведение примирительных программ для их участников;
- снижение количества административного реагирования на правонарушения.

Уважаемые обучающиеся и родители, вы можете обратиться в Школьную службу примирения, если существует:

  • конфликтная ситуация с одноклассниками,
  • конфликтная ситуация в семье,
  • конфликтная ситуация с педагогами.

СМЫСЛ ШКОЛЬНЫХ СЛУЖБ ПРИМИРЕНИЯ

(ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ — ЧТО ЭТО ТАКОЕ?)

В школе собраны дети из разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания и т.д., что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться значительную часть своего времени. Никакой ребенок не будет думать об уроке, если у него конфликт, его после школы ждет «разборка» или он стал жертвой бойкота или насилия. Для многих подростков в школе важными вопросами являются их статус среди сверстников, общение, взаимоотношения с противоположным полом, способность влиять на других, принадлежность к определенной группе в классе, опробование разных социальных ролей.

 Частые способы реагирования на конфликты в школе:

  • Административный (наказание или угроза наказанием)
  • Направление к психологу или социальному педагогу
  • «Стрелки» среди подростков
  • Замалчивание

  В этих способах либо не происходит полного решения конфликта, удовлетворяющее всех участников, либо решение конфликта находят не его участники,  а кто-то за них.

 В результате школьники не осваивают конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций, и потому в школе и  в дальнейшей жизни они часто необоснованно применяют  силу или становятся жертвами агрессивно настроенных людей.

Мы считаем, что конфликт должен быть решен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию. Помогает им нейтральный посредник (медиатор), который  не судит, не советует, не воспитывает, не защищает, не  винит и не принуждает.  Медиатор помогает всем участникам снизить эмоциональный накал, услышать и понять друг друга (в чем на их взгляд проблема, какой  и кому причинен вред), а также им самим найти выход из конфликтной ситуации и обсудить, как избежать повторения подобного  в будущем.  

 Медиатор организует примирительную встречу только при добровольном согласии обеих сторон  и в их интересах и потому он предварительно встречается с  каждым из участников отдельно. Медиатор в равной степени поддерживает обе стороны в стремлении решить конфликт, потому он легко налаживает с ними контакт.

 Для поддержки проведения медиации в образовательном учреждении организуются  Школьные службы примирения. Служба примирения стремится, чтобы максимальное количество ситуаций решались на программах примирения, и чтобы сторонам конфликта в первую очередь была предложено самим найти решение ситуации.

 

Миссия школьной службы примирения — развить и закрепить как культурную традицию способность людей к взаимопониманию

Цель школьной службы примирения —   развитие в образовательных учреждениях восстановительного способа реагирования на конфликты и правонарушения.

 Задачи службы примирения:

·        Ограничение  административных и ориентированных на наказание реакций на конфликты с причинением вреда,  нарушения дисциплины и правонарушения несовершеннолетних, а также развитие восстановительных практик,  таких как «Восстановительная медиация», «Круг сообщества», «Школьная восстановительная конференция» и т. д.

 ·     Передача ценностей восстановительной культуры (таких как ответственность, взаимопонимание, поддержка  и т.д.) педагогам, администрации, школьникам и родителям  

 ·       Насыщение восстановительными практиками существующих в школе форм управления и воспитания (таких как родительские собрания, педагогические и методические советы, классные часы  и пр.), налаживание взаимопонимания между разными участниками образовательного процесса

 

ПРИНЦИПЫ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ПОДХОДА К РЕАГИРОВАНИЮ НА КОНФЛИКТЫ С ПРИЧИНЕНИЕМ ВРЕДА (ОБИДЫ) И ПРАВОНАРУШЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ:

• Восстановление у участников конфликта/правонарушения способности понимать последствия ситуации для себя, своих родных, второй стороны.

• Ответственность обидчика перед жертвой (если в ситуации был правонарушитель), состоит в заглаживании причиненного вреда (или принесенной обиды) насколько возможно силами самого нарушителя.

• Исцеление жертвы (если в ситуации была жертва) в процессе заглаживания обидчиком причиненного жертве вреда, и ответа на волнующие жертву вопросы со стороны обидчика и его близких.

• Принятие самими участниками конфликтной ситуации (если стороны конфликта «равны») на себя ответственности по ее урегулированию, исключающее насилие или дальнейшее причинение вреда; прекращение взаимной вражды и нормализация отношений,  поддержка их ответственного поведения.

• Планирование сторонами конфликта своего будущего (и конкретных действий), позволяющего избежать повторения подобных ситуаций в дальнейшем, клеймения и отвержения  кого либо из участников.

• Помощь близких и значимых для участников людей в актуализации у участников нравственных ориентиров и ценностей, отсутствие которых привело к конфликту/правонарушению.  Поддержка позитивных изменений и выполнения заключенного примирительного договора (плана) со стороны родных,  близких, уважаемых людей  и школьного сообщества.

• Восстановление ответственной  и результативной родительской позиции по отношению к ситуации и к своему ребенку.

Принципы основаны на парадигме восстановительного правосудия

Также восстановительные программы учитывают традиционные российские практики примирения

ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА) ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

  • Обеспечение конфиденциальности процесса медиации.
  • Нейтральность медиатора (равная поддержка сторон и их стремления в разрешении конфликта).
  • Информирование сторон о сути медиации (восстановительной программы), ее процессе и возможных последствиях того или иного их выбора.
  • Добровольность участия сторон в совместной встрече.
  • Обеспечение безопасной атмосферы на встрече.

В случае успешного проведения восстановительной программы  и заключении сторонами примирительного договора, служба примирения может ходатайствовать о минимизации (или не применении) наказания в администрацию школы, КДНиЗП, суд и т.д. 

Эффективно работающая школьная служба примирения организует системную работу со школой, направленную на развитие восстановительной культуры взаимоотношений.

 

ДОБРЫЙ РАЗГОВОР

 

                                                                Не гнев рождает истину, не спор,

                                                                        А тихий, добрый, теплый разговор…

 

Школьники, особенно подростки, находятся в такой возрастной поре, когда мир воспринимается  как черно-белый. Они не признают полутонов. И потому конфликты, ссоры, споры учеников  могут  протекать бурно, с громким выяснением отношений.

В то же время конфликт — один из способов проявления социализации у школьников. В ходе конфликтов ребенок или подросток осознает, как следует поступать по отношению к одноклассникам или взрослым,  как себя вести. Поэтому совсем без конфликтов обойтись нельзя.

Сложность в том, что опыт взаимодействия у детей еще совсем небольшой, и чаще всего они копируют стиль поведения окружающих, который не всегда бывает положительным.  Не всегда возможно изменить окружение ребенка, но можно оказать посильное влияние на развитие у детей взаимоуважения, умения находить компромиссы и понимать друг друга.  Важно вовремя уловить момент, когда просто спор превращается в серьезное противостояние.

Обнаружив конфликт, следует понять, насколько далеко зашло противостояние. В решении конфликтных ситуаций важно дать ученикам возможность решить проблему, организовав соответствующую для этого поддержку. Даже если на первый взгляд отношения зашли в тупик. Здесь необходимо вовлечь обе стороны в совместное решение проблемы,  наладив между ними диалог. Не кричать, не обвинять, не давить. Дать возможность сторонам  увидеть, услышать и понять друг друга – самый скорейший путь к налаживанию мира между детьми.